Твой личный колдрум
пн—пт: 10:00—18:00 +7 903 095 67 04
0 ₽0

ВАМ УЖЕ ЕСТЬ 18 ЛЕТ?

История пивной банки

Сегодня пивом в банке уже никого не удивишь, но, к сожалению, у подавляющего большинства любителей пива банка ассоциируется с чем-то некачественным, дешёвым и неправильным, если можно так выразиться. Виной тому транснациональные корпорации, которые одними из первых стали использовать данный вид упаковки, но что именно побудило их обратиться именно к этой пивной таре?

Пивная банка: от консервного ножа до инструмента маркетинга XXI века

Сегодня пивом в банке уже никого не удивишь, но, к сожалению, у подавляющего большинства любителей пив банка ассоциируется с чем-то некачественным, дешёвым и неправильным, если можно так выразиться. Виной тому транснациональные корпорации, которые одними из первых стали использовать данный вид упаковки, но что именно побудило их обратиться к этой пивной таре? Попробуем разобраться.

Начнем с фактов из истории. Первый запрос на производство жестяных банок для розлива пива крупнейшая компания-производитель упаковки American Can Company (CANCO) получила ещё в 1909 году. Перед разработчиками стояло две главных задачи, требующих решения для воплощения идеи в жизнь. Главная проблема, связанная с пивной банкой на тот момент, заключалась в необходимости устранения «металлического вкуса». С ней в целом удалось справиться, хотя и в 2019 году, более 100 лет спустя, находятся любители пива, утверждающие, что вкус пива из банки «не тот».

Вторая проблема заключалась в давлении пива, так как в нем содержится углекислота, которая и делает пиво «газированным». Ранее производители консервированных продуктов не сталкивались с подобными проблемами, и давление не являлось столь принципиальным вопросом. Для сохранения изначального вкуса и газации в пиве банка должна была выдерживать давление около 80 фунтов на дюйм. Эта проблема так же была решена еще в 1909 году, спасибо техническому прогрессу! Казалось бы, ничего не мешало запуску новой высокотехнологичной упаковки на рынок США, но реализован проект был только через 30 лет, и виной этому — сухой закон в Америке. 

В итоге первое баночное пиво поступило в продажу только 24 января 1935 года. Это произошло в американском Ричмонде, а первым сортом, разлитым по банкам, был кремовый эль от пивоварни Gottfried Krueger Brewing. 

К началу 1930-х годов инженеры американской компании Can разработали банку, достаточно прочную, чтобы выдерживать давление разлитого в нее пива. Они также, наконец, решили проблему футеровки банки (давления, которое не позволяло закупорить банку), использовав эластичный пластик под названием Vinylite. Тесты с пивом Pabst прошли удачно, но крупные пивоваренные компании опасались использовать новинку, пока банка не была испытана на реальном рынке. Поэтому в июне 1934 года тестовые упаковки из четырех банок пива были доставлены в тысячу домов в Ричмонде, штат Вирджиния. К каждой упаковке прилагалась анкета с вопросами относительно новой упаковки. К удивлению крупных корпораций, результаты оказались лучше, чем кто-либо мог ожидать. Новую упаковку одобрили 91 % респондентов, а 85 % заявили, что на вкус пиво больше похоже на разливное, которое они пили в барах, чем на то же самое пиво, но разлитое в бутылки. К январю 1935 года пиво Крюгера продавалось по всему городу.

С момента запуска пивные банки претерпели ряд изменений, пока не пришли к своему современному виду, знакомому нам с вами.

Самая первая пивная банка Flat Top Style представляла собой более легкую и тонкостенную версию привычной консервной банки. Чтобы открыть такую банку требовалось специальное устройство типа консервного ножа, но при всем неудобстве этот вид пивной банки продержался до 1970 года.
В сентябре 1935 года пивоваренная компания G. Heilemann из La Crosse впервые выпустила на рынок банки с конической крышкой Cone Top Style. Такой вид банок особенно понравился небольшим пивоварням, потому что банки с коническим верхом можно было заполнять на существующих линиях розлива, что существенно сокращало затраты. Выделяют четыре основных типа банок с коническим верхом: банки «Низкий профиль», «Высокий профиль» и «J-носик» представляют собой банки из трех частей. Разница в основном в высоте конуса или носика; четвертый тип, Crowntainer, имеет цельный корпус, прикрепленный к вогнутому дну.

На смену банкам с конической крышкой в 50-ые годы пришли Pull Tab или Tab Top Style, которые были максимально похожи на нынешние пивные банки и уже производились с прототипом современного «ключа». Принцип работы у него был такой же, как и сейчас — пальцем поддеваете замок и банка открывается; минусом, который послужил отказом от этого вида «ключа», являлось то, что потребители пива его выбрасывали, от чего зачастую страдали домашние животные и дети.

Вопрос безопасного использования пивной банки смогли закрыть только в 1965 году, когда компания Falls City Brewing Company из Луисвилля, штат Кентукки, представила первую банку для пива с фиксированным элементом открытия. Именно такой дизайн сохранился без особых изменений и широко используется на современном пивном рынке.

Вернемся к основной претензии к пивной банке — металлическому вкусу. В большинстве случаев это аргумент, который приводят в первую очередь, говоря о различиях бутылочного и баночного пива. Но откуда же берется этот металлический оттенок и есть ли он вообще? Давайте разбираться.
Во-первых, пивная банка — это не единственная металлическая тара для розлива пива. Помимо стеклянной бутылки существует ещё и самая распространённая в пивном мире – металлический кег, который является основной тарой для разливного пива. Ведь все мы любим, придя в бар, заказать бокальчик-другой пива с крана. И никто никогда не говорит о том, что чувствует в разливном пиве металлический вкус. Так в чём разница между металлическим кегом и металлической банкой? И почему в одном пиве есть этот пресловутый вкус, а в другом – нет? Дело в том, что в пивной банке пиво по сути не соприкасается с металлом, ведь металл находится снаружи банки. Но при открытии и употреблении пива не из бокала, а из самой банки мы ощущаем аромат металла, который наш мозг ассоциирует со вкусом. То есть дело не в банке и не в пиве, а в нашем восприятии. Поэтому, чтобы исключить привкус металла, необходимо перелить пиво в бокал. Всё просто. В целом банку можно рассматривать как мини-кег, благодаря которому вы получаете свежее разливное пиво, как в вашем любимом баре, только на одну, лично вашу, порцию. Более того, в отличие от пива из кега, пиво из банки соприкасается с кислородом непосредственно в момент открытия и налива в бокал, следовательно, вы получаете пиво именно таким, каким его задумал пивовар и сварили на пивоварне. На наш взгляд, это несомненное преимущество!

Также у банки есть некоторые преимущества и перед бутылкой. Первое и самое явное —пивная банка не пропускает солнечный свет, в отличие от пивной бутылки, которая преимущественно производится из светлого, коричневого, или зеленого стекла. Темное стекло защищает от солнечного свет намного лучше, чем светлое, но гораздо хуже, чем алюминиевая банка. Это существенно упрощает условия хранения, несоблюдение которых может влиять на вкус вашего любимого пива, изменяя его далеко не в лучшую сторону.
Второе преимущество — упрощение логистики и снижение итоговой цены. Согласитесь, гораздо приятнее получить продукт высокого качества за меньшие деньги.
Немаловажной причиной того, что многие современные (крафтовые и не только) пивоварни начинают переходить на линию розлива баночного пива, является дизайн. Форма и площадь банки позволяет разместить больше информации для потребителя или создать практически любой дизайн, максимально яркий, изобретательный и экстравагантный, который будет привлекать потенциального покупателя. Шотландская пивоварня BrewDog в свое время придумала оригинальный рекламный ход с банками своего самого популярного сорта Punk IPA: якобы забывчивый работник линии розлива на этапе маркировки вместо даты выбил весьма распространённое ругательство, которое мы здесь привести, конечно же, не можем, но думаем вы уже догадались. А все «бракованные» банки «случайно» попали в продажу и партия была раскуплена за несколько часов.

К несчастью, в мире нет ничего идеального и даже у такой высокотехнологичной упаковки, как алюминиевая банка, есть недостатки. Один из основных – это отсутствие дрожжевого осадка, что является критичным для большинства бельгийских пивоварен, 90 % сортов которых производятся путем вторичного брожения или дображивания в бутылке. Увы, во время этих процессов выделяется углекислота, повышается давление и банка может просто взорваться. Вторая причина скорее эстетическая: намного приятнее держать в руках пивную бутылку, хотя самый лучший выбор — это конечно же бокал, идеально подобранный к тому сорту пива, который вы пьете.

Но если с США и Европой все более или менее понятно, то что же происходило с баночным пивом на нашей родине? В СССР впервые пиво было разлито в банки к Олимпиаде-80 и называлось «Золотое Кольцо». Линия по розливу пива, купленная в ФРГ ещё в 1975г., оказалась баночной, банки закупили в Японии из экономических соображений, цена японских банок была значительно ниже немецких, но на этапе запуска оказалось, что они не подходят. В итоге банки сделали из отечественной жести. Была ещё история с нанесением печати и крышками, которая тоже вызвала ряд сложностей. Да и пиво на тот момент у нас варили не совсем подходящее для розлива в банки, оно приобретало посторонние запахи и привкус. Помимо этого, возникла необходимость в специальном пивовозе из нержавеющей стали для того, чтобы переправлять пиво с Бадаевского пивзавода на Останкинский завод фруктовых вод, где была установлена линия розлива. Вся эта история влетела в копеечку, баночное пиво не оправдало себя и стоило дороже бутылочного. Поэтому эксперимент был признан неудачным, сразу после окончания Олимпиады производство советского баночного пива свернули и забыли о нем на долгие годы.

Уже в современной России первой выпускать пиво в алюминиевой упаковке начала компания «Балтика», которая является частью Carlsberg Group. В 1994 году она запустила на заводе в Санкт-Петербурге автоматизированную линию розлива для производства пива «Балтика». В 2006 году компания разработала совершенно новую для российского рынка банку объемом 1 литр, а в 2011 году выпустила пиво «Балтика» в уникальном формате 0,75 литра.

Сегодня банки – яркие, красивые, разнообразные – главный тренд крафтового пивоварения по всему миру, в том числе и в России. Разумеется, не все сорта можно разливать в банки, например, дюбели, фламандские эли, квадрюпели, ламбики, барливайны лучше разливать именно в бутылки. Но в остальном пивная банка отражает и сохраняет все необходимые характеристики пива, позволяя вам наслаждаться именно тем вкусом, каким его задумал и сварил пивовар. 

Не нужно бояться пивной банки. Бояться нужно некачественного пива.
Выбирайте пиво с умом и по вкусу, а мы позаботимся о его качестве.